Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Методика цветовых метафор соломина

Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений ЦТОхарактеризующийся рядом отличительных особенностей: метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов как в методика цветовых метафор соломина Люшера ; метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности; метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Метод цветовых метафор основан на двух принципах: если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно; обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково. Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, различные периоды времени, а также разные значимые для клиента события. Понятия должны отбираться после ознакомления с жизненной ситуацией клиента и его анамнезом. Возможный вариант такого списка понятий представлен в протоколе обследования. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. Инструкция испытуемому «Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны названия различных методика цветовых метафор соломина. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по Вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий». После того, как клиент разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: методика цветовых метафор соломина теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями. Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, какие принципы лежат методика цветовых метафор соломина основе методики. Далее раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными различными цветами. В процессе обсуждения результатов психолог указывает на возможные ассоциации в сознании клиента, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний. Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с карточками, возможность непосредственного манипулирования ими в процессе анализа значительно облегчают консультирование. Это оказывается особенноно методика цветовых метафор соломина в тех случаях, когда клиент слишком много говорит в процессе консультирования, или, наоборот, слишком молчалив. Групповая форма проведения В методика цветовых метафор соломина применения групповой формы проведения метода цветовых метафор пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, прикрепляются к доске или передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов. Инструкция испытуемым « Перед Вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на обратной стороне которого имеется список понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Так как понятий больше, чем методика цветовых метафор соломина, Вы можете использовать один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого есть вопросы? После того, как все испытуемые напротив каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инструкция для второй части тестирования: « А теперь в строчке, расположенной внизу на первой странице бланка, в левой клетке запишите, пожалуйста, номер самого приятного для Вас цвета, методика цветовых метафор соломина, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, этой строке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от методика цветовых метафор соломина приятного до самого неприятного». Обработка полученных результатов очень проста. В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самым привлекательным цветом. В следующем столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные вторым по степени привлекательности цветом. Таким образом, последний столбец будет включать методика цветовых метафор соломина, обозначенные самым неприятным цветом. Затем для большего удобства данные протокола целесообразно представить в виде таблицы, состоящей из 8 столбцов табл. В шапке таблицы представлены цвета в порядке их предпочтения испытуемым. В столбцы таблицы записываются понятия, обозначенные соответствующими цветами. Интерпретация методика цветовых метафор соломина Основанием для интерпретации результатов является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом попадают в одну группуто это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя работа», то это значит, что он относится к своей работе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож методика цветовых метафор соломина своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «мой начальник» методика цветовых метафор соломина «угроза», то он боится своего начальника. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны. В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Методика цветовых метафор соломина те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле», и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам: к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор представлены в табл. Метод цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования. Таблица 2 Основные диагностические категории и показатели методики цветовых метафор Диагностические категории Показатели Базовые потребности В методе цветовых метафор базовыми считаются те потребности, которые обозначены самым привлекательным цветом, а также те, которые оцениваются теми же цветами, что и понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие». Удовлетворенность базовых потребностей Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение. Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, методика цветовых метафор соломина они удовлетворялись ранее. Наконец, если базовые потребности не ассоциируются ни с настоящим, ни с будущим, ни с прошлым, это свидетельствует о наибольшей степени фрустрации. Актуальные потребности В методе цветовых метафор актуальными считаются потребности, которые обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее». Отношение к будущему Отношение к будущему диагностируется на основе того, какие потребности, эмоции, виды деятельности и люди обозначены таким же цветом, что и понятие «Мое будущее». Отношение к себе Об отношении к себе свидетельствуют те понятия людей, которые обозначаются такими же цветами, что и понятия «Какой я на самом деле» или «Каким я хочу быть». Важным показателем отношения к себе является также степень совпадения между двумя последними понятиями, характеризующая идентичность «реального я» и «идеального я» и являющаяся показателем уровня самооценки и удовлетворенности испытуемого собой. Отношение к работе, учебе и др. Источники стресса Об источниках стресса говорят виды деятельности и люди, обозначенные самым неприятным цветом, а также связанные с понятиями «Угроза», «Страх», «Печаль», «Раздражение», «Неприятности», «Неудача», «Болезнь», «Конфликты» и т.



copyright © rznrest.ru