Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Динамика и структура конфликта

Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Именно эти характеристики конфликта и находят свое освещение во второй теме практикума. Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным динамика и структура конфликта два таких признака. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Динамика и структура конфликта мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба морального, материального, физического, психологического и т. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения наступления конфликта. Необходимыми и достаточными условиями возникновения наступления конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Структуру конфликта можно динамика и структура конфликта в виде схемы рис. Структура конфликта S 1 и S 2— стороны конфликта субъекты конфликта ; П — предмет конфликта; ОК 1и ОК 2 — образы предмета конфликта конфликтной ситуации ; М 1 и М 2 — мотивы конфликта; Р и Р 2 — позиции конфликтующих сторон. Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений. Позиции конфликтующих сторон — это то, о динамика и структура конфликта они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения. В других темах практикума дается классификация конкретных видов конфликтов по типам. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Среди огромного множества динамика и структура конфликта конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины. Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. Индивидуально-психологические причины отражают динамика и структура конфликта психологические особенности личности способности, темперамент, характер, мотивы и т. Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Динамика и структура конфликта причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы рис. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций. Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес динамика и структура конфликта потенциального противника, ограничение динамика и структура конфликта с ним и т. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям в форме демарша, заявления, предупреждения и т. Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами средствами : педагогическими беседа, убеждение, просьба, разъяснение динамика и структура конфликта т. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются: 1 начальная фаза; 2 фаза подъема; 3 пик конфликта; 4 фаза спада. Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно динамика и структура конфликта графически рис. Фазы конфликта Таблица 2. Психология управления: Учебное пособие. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия? Изобразите графически структуру конфликта. Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих динамика и структура конфликта. Дайте определение причин конфликта. Приведите классификацию причин конфликта. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент». Перечислите типы конфликтных ситуаций. Цель занятия: Развитие навыков идентификации конфликтов. Порядок проведения занятия Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «предмет конфликта». Особое внимание обращают на формулировку необходимых динамика и структура конфликта достаточных условий конфликта. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. Задача 1 Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою динамика и структура конфликта обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею? Задача 2 В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному динамика и структура конфликта ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Задача 3 Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. Динамика и структура конфликта истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников. Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для динамика и структура конфликта решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы. Порядок проведения игры Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель игровую ситуацию. Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др. В ходе игры 1. Учебная группа разбивается на три команды. Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор. Вторая команда — рабочая динамика и структура конфликта по изучению жалобы состав смотри в пункте «Игровая ситуация». Третья команда — эксперты 3—5 динамика и структура конфликта. Время на распределение ролей — 5 минут. Состав команд может быть определен по желанию студентов. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой вторая команда. Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд. Время на подготовку — 15 минут. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения регламент доклада может быть ограничен 10 минутами. После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15—20 минут. После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут. Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор». После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии на оценку экспертов может быть отведено 15—20 минут. Подведение преподавателем итогов игры. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия. Порядок проведения занятия Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. Задача 1 Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Как бы вы поступили в данной ситуации? Задача 2 Вы начальник отдела. Динамика и структура конфликта отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Задача 3 Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. В чем причина конфликта? Задача 4 Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю… Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Задача динамика и структура конфликта В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов динамика и структура конфликта. Контролыный тест Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 динамика и структура конфликта. Конфликт — это: а борьба мнений; б спор, дискуссия по острой проблеме; в противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений; г соперничество, направленное на достижение победы в споре; д столкновение противоположных позиций. Противоборство — это: а открытое высказывание несогласия по какому-либо динамика и структура конфликта б столкновение интересов; в нанесение взаимного ущерба; г борьба мнений; д соперничество по поводу какого-либо предмета. Необходимыми и динамика и структура конфликта условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются: а наличие у них противоположных динамика и структура конфликта или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим; б наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними; в наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций; г наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях; д наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации. Конфликтная ситуация — это: а случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений; г причина конфликта; д этап развития конфликта. Причина конфликта — это: а противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; в явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных динамика и структура конфликта деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его; г накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; д то, из-за чего возникает конфликт. То, из-за чего возникает конфликт, — это: а мотивы конфликта; б позиции конфликтующих сторон; в предмет конфликта; г стороны конфликта; д образ конфликтной ситуации. Образ конфликтной ситуации — это: а то, из-за чего возникает конфликт; б субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта; в истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту; г то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны; д субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта. Инцидент — это: а стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта; б истинная причина конфликта; в накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; г то, из-за чего возникает конфликт; д необходимое условие конфликта. Стороны конфликта — это: а субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие явно или неявно конфликтующих; б только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта; в конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта; г динамика и структура конфликта социального взаимодействия, находящиеся в динамика и структура конфликта конфликта и посредник медиатор ; д конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы? Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения. В настоящей теме практикума мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, динамика и структура конфликта были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов. Материал для самостоятельного изучения Один из отечественных исследователей в области конфликтологии Шейнов динамика и структура конфликта своей книге «Конфликты в нашей жизни их разрешение» приводит три формулы конфликтов А, Б и Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути динамика и структура конфликта разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами. Первая формула отражает зависимость конфликта КФ от конфликтогенов КФГ. Конфликтогены— это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними. Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания. Конфликты, динамика и структура конфликта по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо динамика и структура конфликта их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. Третья формула отражает зависимость конфликта КФ от нескольких конфликтных ситуаций КС. Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа Динамика и структура конфликта таких конфликтов сводится динамика и структура конфликта устранению всех конфликтных ситуаций. Теория трансакционного трансактного анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека. Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов их предупреждения в межличностном взаимодействии МЛВ. Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является динамика и структура конфликта. Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по динамика и структура конфликта, сопровождающаяся заданием их позиции. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии трансакциях. Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок Дитя. В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Ребенок— проявляет чувства обиды, страха, вины и т. », «За что меня наказали? », извиняется в ответ на замечания и т. Родитель— требует, оценивает осуждает и одобряетучит, руководит, покровительствует и т. Взрослый— работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. Выделить субъекты МЛВ S и — инициатор, S м — «мишень». Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице. По матрице определить сумму расхождений в позициях. Сделать вывод: а сумма расхождений равна нулю — отсутствие конфликтной ситуации; б сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату». Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку? И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку. Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации. Источники для углубленного изучения темы 1. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. В чем суть закона эскалации конфликтогенов первая формула конфликтов? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле. Основные виды трансакций их поведенческие характеристики. Перечислите поведенческие характеристики Родителя. Перечислите поведенческие характеристики Взрослого. Перечислите поведенческие характеристики Ребенка. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул Динамика и структура конфликта, Б и В динамика и структура конфликта поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций. Порядок проведения занятия Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия методом решения ситуационных задач. Также они получают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «типы конфликта А, Б и В », «конфликтогены», «эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация», «инцидент». Студентам предлагаются задачи с конкретными ситуациями. Они должны решить эти задачи, ответив динамика и структура конфликта вопрос — по какой формуле возможно разрешение конфликта в каждой из них. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. Задача 1 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре динамика и структура конфликта неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку. Задача 2 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу». Задача 3 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт. Задача 4 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что динамика и структура конфликта следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года. Задача 5 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не динамика и структура конфликта. Работник же продолжает жаловаться. Задача 6 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей динамика и структура конфликта. Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда, и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд. Задача 7 Определите природу конфликта тип А, Б, В в следующей ситуации. На совещании один из подчиненных, не динамика и структура конфликта нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника». Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа. В конце занятия студентам динамика и структура конфликта дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки упражнение 1 взято из кн. Упражнение 1 Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения — вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство. Упражнение 2 Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. По какой формуле шло развитие конфликта? Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым? Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта? Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом? Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов. Порядок проведения занятия Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия динамика и структура конфликта форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «трансакция», «поведенческие позиции Родителя, Взрослого, Ребенка»; «алгоритм применения трансактного анализа». В ходе занятия 1. Студентам предлагается тест «Родитель — Взрослый — Ребенок». «Родитель — Взрослый — Ребенок» Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10. Динамика и структура конфликта порой не хватает выдержки. Если мои динамика и структура конфликта мешают мне, то я умею их подавлять. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. Мне бы понравилось быть воспитателем. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. Каждый должен выполнять свой долг. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить. Я, как и многие люди, бываю обидчив. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. Я — увлекающийся человек. Мой основной критерий оценки человека — объективность. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 — «Д» Дитя ; 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — «В» Взрослый ; 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — «Р» Родитель. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то динамика и структура конфликта обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством. Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, динамика и структура конфликта, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами. Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет динамика и структура конфликта, ни в чем не сомневаясь. Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль. Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа. Решение задач обсуждается в учебной группе. Задача 1 Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей динамика и структура конфликта. Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф? И, используя документы, разъясняет причину штрафа. Задача 2 Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации. Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на динамика и структура конфликта сотрудников? Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу». Задача 3 Проведите трансактный анализ на динамика и структура конфликта конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации. Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства». Задача 4 Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации. Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился. В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки упражнения 1 и 2 взяты из кн. Упражнение 1 Вступая в общение в реальных жизненных ситуациях, старайтесь определять позиции своих партнеров. Попробуйте поэкспериментировать с собственной позицией, всякий раз наблюдая и анализируя последствия ее изменения. Какие конкретно трансактные комбинации ведут к обострению ситуации, а какие — к конструктивному общению? Упражнение 2 Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров? Контрольный тест Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. Конфликтогены — это: а слова, действия или бездействиякоторые могут привести к конфликту; б проявления конфликта; в причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности; г состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта; д поведенческие реакции личности в конфликте. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру… В конечном итоге между ними возникла драка…»: а тип Б; б тип В; в тип А; г тип Б и В; д тип А и Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку динамика и структура конфликта «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт…»: а тип Б; б тип А; в тип В; г тип Б и В; д тип А и Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый динамика и структура конфликта оказался не способным выполнять обязанности по должности… Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник динамика и структура конфликта а тип А; б тип В; в тип Б; г тип В и Б; д тип А, Б и К какому типу конфликтогенов динамика и структура конфликта следующие действия: приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка? К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания? Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания — это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как: а прямое негативное динамика и структура конфликта б хвастовство; в нечестность и неискренность; динамика и структура конфликта менторские отношения; д регрессивное поведение. Выберите адекватный вариант поведения комбинация из трех позиций трансакции «Родителя»: а требует; оценивает; проявляет беспомощность; б руководит; рассуждает; анализирует; динамика и структура конфликта разговаривает на равных; проявляет чувства обиды; покровительствует; г работает с информацией; рассуждает; анализирует; д требует; осуждает; учит. Выберите адекватный вариант поведения комбинация из трех позиций в трансакции «Ребенка»: а проявляет чувство обиды; подчиняется; шалит; б требует; рассуждает; анализирует; в осуждает; учит; покровительствует; г оценивает; проявляет беспомощность, проявляет чувство страха; д подчиняется; одобряет; уточняет ситуацию. Выберите адекватный вариант поведения комбинация из трех позиций в динамика и структура конфликта «Взрослого»: а проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию; б работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных; в требует; покровительствует; руководит; г работает с информацией; покровительствует; руководит; д уточняет ситуацию; работает с информацией; руководит. Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: динамика и структура конфликта и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом динамика и структура конфликта может выступать руководитель менеджерлидер или посредник медиатор. Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему. Материал для самостоятельного изучения Динамика и структура конфликта «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение: Управление конфликтом— это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. В предложенном нами определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют динамика и структура конфликта социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии — деструктивной конфликтологии. Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. Прогнозирование конфликта— это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления. Предупреждение конфликта— это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта. Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом в том числе и предупреждение конфликта является составной частью общего процесса управления в этой системе. Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной. Стимулирование конфликта— это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: динамика и структура конфликта проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям. Регулирование конфликта— это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно динамика и структура конфликта в управленческой деятельности. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. Разрешение конфликта— это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению. Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других. Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в табл. Фэйр и отраженных в табл. Для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния. Источники для углубленного изучения темы 1. Основы конфликтологии: Курс лекций. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Приведите определение понятия «управление конфликтом». Какие динамика и структура конфликта деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом? Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта». Что следует понимать под регулированием конфликта? Перечислите этапы регулирования конфликта. Перечислите важнейшие динамика и структура конфликта регулирования конфликта. Что следует понимать под разрешением конфликта? Перечислите предпосылки разрешения конфликта. Перечислите принципы управления конфликтами. Перечислите негативные факторы принятия конструктивных динамика и структура конфликта по конфликту. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном динамика и структура конфликта. Порядок проведения игры Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание динамика и структура конфликта установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать динамика и структура конфликта ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии. Оценка глубины конфликта В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. Динамика и структура конфликта оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта. Оценка результатов Сумма баллов, равная 35—40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию. Сумма баллов, равная 25—34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих динамика и структура конфликта. Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт: а если вы руководитель, то: — при сумме баллов 35—40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам; — при сумме баллов 25—34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в динамика и структура конфликта следует прибегать к психологическим мерам; — при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае динамика и структура конфликта разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры; б если вы являетесь динамика и структура конфликта, то: — при сумме баллов 35—40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом см. В течение 1015 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе. Создаются и анализируются игровые ситуации. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль менеджера и 1 медиатора в ходе игры студенты меняются ролями. На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10—15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается. Контрольный тест Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. Управление конфликтами — это: а целенаправленное воздействие на процесс его динамики; б целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт; в целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; г целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; д целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих. Содержание управления конфликтами включает: а прогнозирование; предупреждение стимулирование ; регулирование; разрешение; динамика и структура конфликта прогнозирование; предупреждение стимулирование ; разрешение; в прогнозирование; регулирование; разрешение; г прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение; д анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта институциализация конфликта входят в содержание: а прогнозирования конфликта; б предупреждения конфликта; в стимулирования конфликта; г регулирования конфликта; д разрешения конфликта. Институциализация конфликта — это: а определение места и времени переговоров по разрешению конфликта; б создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; в форма привлечения общественности для разрешения конфликта; г достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте; д обращение к медиатору. Легитимизация конфликта — это: а определение места и времени переговоров по разрешению конфликта; б создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; в достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте; г обращение к медиатору; д придание конфликту широкой огласки. Принципами управления конфликтами являются: а гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия; б гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение; в конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода; г гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование; д прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение. Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта: а Предпосылками разрешения конфликта являются: а достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; б достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; в наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности; г высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство динамика и структура конфликта группе; д стиль руководства; высокий авторитет динамика и структура конфликта из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности. Что относится к форме разрешения конфликта: а порицание, юмор, убеждение, уступка; б уступка, компромисс, уход, сотрудничество; в требования, критика, убеждение, динамика и структура конфликта г уступка, требования, убеждение, критика; д подчинение; примирение; убеждение, согласование. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации: а прогнозирование и предупреждение стимулирование ; б прогнозирование; предупреждение стимулирование и регулирование; в только прогнозирование; г только предупреждение стимулирование ; д только регулирование.



copyright © rznrest.ru